Ажурные виадуки Пермского края
Вы когда-нибудь видели ажурные арки виадуков? Представьте мост через глубокий овраг, который не только соединяет берега, но и украшает пейзаж.
Виадуки в Пермском крае расположены в Октябрьском районе. Нам не пришлось долго думать – мы собрали рюкзаки, прыгнули в машину и отправились прямо к Сылвенскому кряжу, чтобы лично полюбоваться этим чудом инженерного мастерства.
Зачем строили виадуки?
Само слово “виадук” происходит от латинских слов via – дорога и duco – веду. Обычно такие мосты возводили там, где сделать насыпь было слишком дорого или технически сложно, например, в местах с глубокими оврагами, ущельями или болотами.
Уральская Горнозаводская железная дорога, построенная в XIX веке, как раз проходила через такие места. Поток поездов увеличивался, и возникла потребность в строительстве новой ветки, которая связывала бы Казань и Екатеринбург. На возведение виадука ушло почти десять лет. Более короткая дорога стала частью Транссибирской магистрали.
Местность вокруг была сложной: овраги, реки, болота. Поэтому вместо насыпи стали возводить виадуки. Строители использовали железобетон, облицовку сделали из гранитных плит.
Тогда на стройке вместо техники у рабочих были только лопаты и кирки. И что же они сделали? Возвели семь виадуков и четыре тоннеля. Два виадука остались на территории Пермского края, пять можно увидеть в Свердловской области.
Когда смотришь на эти монументальные мосты, трудно поверить, что их возводили вручную, без современной техники.
Действующие виадуки
Среди всех уцелевших мостов-виадуков осталось два действующих. Оба они находятся в Свердловской области. Это Саранинский Лог и Пудлинговый виадук.
Пудлинговый особенно привлекает внимание – элегантный изгиб с 11 пролетами притягивает путешественников со всей страны.
Почему виадуки Пермского края закрыты
Когда-то по пермским виадукам ежедневно проносились поезда, вызывая восторг у пассажиров. До 80-х годов прошлого века люди могли ощутить этот захватывающий момент – проехать над высокими обрывами по ажурным аркам. Конечно, из окна вагона всю грандиозную архитектурную красоту было не разглядеть, но сама мысль об этом впечатляет, не правда ли?
С годами опоры покрылись трещинами, и эксперты вынесли вердикт: дальнейшая эксплуатация слишком опасна. Сегодня пермские виадуки – это не транспортные артерии, а памятники ушедшей эпохи.
Чтобы не прерывать железнодорожное сообщение, рядом с виадуками построили новые дороги, по которым ходят современные поезда.
Бартымский виадук
Недалеко от станции Бартым в верховьях реки Ирень стоит первый виадук. Относительно небольшой – всего 4 пролета, 100 метров в длину. На первый взгляд, просто симпатичный мост, окруженный кудрявыми березками и нежными холмами. Но стоит подойти ближе, и место начинает дышать атмосферой старины и шелестом листвы.
Быстро поднялись по склону и оказались прямо на мосту. И вот оно – идеальное место для отдыха и необычных фото. В июне склоны усыпаны крупной, сладкой земляникой, от которой невозможно оторваться.
Рядом стоит современная железная дорога. Мы помахали машинисту проходящего поезда, в ответ услышали мелодичный гудок. Мелочь, а как будто вернулись в детство, где каждый такой момент – маленькое приключение.
Сарсинский виадук
Виадук через реку Сарс находится в 15 км от Бартымского. Нам он показался более интересным, хотя у каждого свое мнение. Второй виадук длиннее – 160 метров и 6 пролетов. Немного изгибается и удивительно красиво вписывается в окружающий мир, речка Сарс придает месту особую живописность.
Виадукам больше 100 лет, поэтому при осмотре достопримечательностей советуем помнить про меры безопасности или любоваться старинными сооружениями издалека.
Больше интересного в нашем телеграм-канале и группе ВКонтакте
Комментарии
Нет комментариев