Контакты редакции

г.Пермь, ул.Чернышевского, 28
офис 701

Телефон

На мальчиков и девочек – рассчитайсь!

Задумывались ли вы над понятием «раздельное обучение»? Не правда ли, многим на ум приходят Смольный институт и Кадетский корпус?

Когда мальчики хотят понравиться девочкам, они прикидываются умными. 
А девочки, когда хотят понравиться мальчикам, прикидываются глупыми.
(Современный анекдот, первая половина эпиграфа)

Задумывались ли вы над понятием «раздельное обучение»? Не правда ли, многим на ум приходят Смольный институт и Кадетский корпус? Тем не менее, проблема раздельного, «однополого» обучения школьников и студентов достаточно современна.

Сторонники «мужского и женского» образования часто пытаются доказать его эффективность историческими фактами: в дореволюционной России по этому принципу работали все учебные заведения.

В Советской России совместное обучение и воспитание началось в 1918 году, став подтверждением тезиса о равноправии полов, но ненадолго. К разделению вернулись в военные годы, в 1943 году, но только на 11 лет. С 1 сентября 1954г. в советских школах раздельное обучение детей и подростков было ликвидировано. Принято считать, что это произошло по двум причинам: существенные финансовые затраты и неприязнь большинства советских людей к дореволюционным российским гимназиям. На мальчиков и девочек школьники стали делиться только на уроках трудового обучения. Логика проста. Будущие матери и жены должны научиться азам кройки, шитья и кулинарии. Мужчины же просто обязаны отличать плоскогубцы от пассатижей и, конечно, как потенциальные строители социализма и коммунизма, ими пользоваться.

Современное российское образование в последние пятнадцать-двадцать лет ищет себя в направлении раздельного обучения. В Ставропольском крае с 2001 года, уже 13 лет, идет полномасштабный эксперимент: там созданы отдельные классы для мальчиков и девочек в 130 школах. За последнее десятилетие такие классы появились в более чем 60 регионах РФ. Вообще «география» эксперимента чрезвычайно широка: от Москвы до Красноярского края.

В Перми, в микрорайоне Верхняя Курья, летом 2012 года появилась первая частная школа для девочек «Lady s Story». Правда, работает она как досуговый центр, куда девочки приходят после обычной общеобразовательной школы заниматься рукоделием, сервировкой, флористикой и даже верховой ездой. Актерскому мастерству и танцам их обучают актриса Театра-Театра и преподаватель хореографического училища.

По принципу раздельного обучения в Перми работает еще один центр – «Смолянки», организаторы которого называют его «школой духовно-нравственного развития девочек». Около 20 лет обучает только мальчиков Пермская Кадетская школа №1.

Мировая практика раздельного обучения, конечно, гораздо шире и значительно старше российской. Великобритания гордится знаменитым на весь мир Итоном (закрытой школой для мальчиков), из которой вышли 19 премьер-министров этого государства. А Ян Флеминг, «отец» агента 007, сам закончил Итон и героя своего обучил там же.

Раздельное обучение в школах и вузах находит все больше и больше сторонников во всем мире: обобщаются данные научных исследований, проводятся международные конференции, апробируются новые образовательные программы.

Главный аргумент сторонников: мальчики и девочки развиваются совершенно по-разному. От этого положения отталкиваются педагоги, психологи и генетики. Действительно, мальчики в биологическом и психологическом развитии почти на два года отстают от девочек в первые десять лет жизни. Этим объясняется большая успешность девочек в начальной школе.

Звонок – она сразу начала «работать», к пятнадцатой минуте урока получив первый «образовательный» результат». Он только к седьмой минуте «включился» в ситуацию, и результат учитель получит приблизительно к середине урока. Зато он так быстро устал, что ничто не удержит его за партой, когда прозвенит звонок с урока. Она же усидчива и способна даже на перемене (о, ужас!) дописать начатое.

Педагоги высших учебных заведений, работающие с однополыми группами студентов, отмечают, что в таких группах легче поддержать дисциплину, быстрее, а главное, своевременно можно получить результат, молодые люди перестают испытывать комплексы в отсутствии представительниц «прекрасного пола», а девушки не идут на обострение отношений, снижается конкуренция.

Главный аргумент противников: такого разделения в реальной жизни не будет, а значит, нельзя готовить к нему наших детей.

Если так серьезно современное общество ведет борьбу за социализацию инвалидов и развитие инклюзивного образования, то почему «половая» социализация подвергается все большей критике?

Дети, подростки, обучающиеся раздельно, лишены возможности научиться друг у друга тому, что может дать только живое ежедневное общение: подражание друг другу, постоянный, вынужденный поиск компромиссов, «перенимание» полезных качеств личности.

Перенимать качества?! Чувствую, сторонники разделения в панике. Слышу их доводы: при совместном обучении мальчики подражают девочкам, имея перед глазами не только модель усидчивости и терпения, но и модель типично женского поведения, которую тоже перенимают. Да и девочки в состоянии постоянного стресса: в окружении мальчиков надо «соответствовать»! Вот тут российские сторонники раздельного образования подключают «тяжелую артиллерию»: по данным Института гигиены детей и подростков, который обобщил итоги наблюдений более чем за 40 лет, смешанное обучение отрицательно влияет на здоровье девочек: 94% испытывают перегрузку нервной системы.
Тогда как подготовить «нервных» девочек к реальной встрече с «раздражителями» – мальчиками в будущей жизни, после окончания школы? Добавить в программу обучения предмет «мужеведение»? Водить их на экскурсию в мужские гимназии с бдительным сопровождающим?

Да, навести порядок в «женском царстве» в отсутствии мужчин проще. И не надо беспокоиться о том, что она будет стесняться перед ним (или наоборот), и это отрицательно скажется на общей успеваемости.

Потеря навыка общения с противоположным полом – вот какая проблема придет на место тех, которые волшебным образом решатся при организации образования по раздельному принципу.

Заблуждение, прежде всего, состоит в том, что мы приводим своих детей в школу учиться, а в вуз они приходят только для того, чтобы получить высшее образование. Нет. На самом деле – за опытом. «Не для школы, а для жизни мы учимся». Это Сенека. Его слова в последнее время перефразируют: «Не для жизни, а для школы мы учимся». Остроумная перестановка слов обнажает, возможно, самую острую проблему современного образования: взрослые не могут научить ребенка решать не учебные, а жизненные задачи. В таком случае раздельное образование только добавит проблем.
Помните лондонских школьниц из тех 10%? Те же британские ученые пришли к выводу, что на мальчиках 70-х раздельное обучение пагубно сказалось и в вопросах карьеры, и в семейной жизни. Процент развода среди них гораздо выше, чем у тех, кто учился в смешанной школе.

Ведущий эксперт по образованию, британский профессор Алан Смитерс, проанализировав данные исследований более чем за 50 лет, утверждает, что качество образования напрямую зависит не от того, кого с кем учат, а от того, кто это делает. Вместе с ним вернемся в Россию и посмотрим, кто же учит детей. Кого видите? Правильно, ее, женщину. По данным Министерства образования РФ в школьном образовании 1,2 миллиона учителей, 85% из них – представительницы «слабого» пола.
Может быть, не на мальчиков и девочек делиться, а обеспокоиться проблемами преподавательского состава?

Мальчики прикидываются умными, 
потому что понимают: 
при прочих равных у умного больше шансов.
А девочки – для того,
чтобы мальчику пришлось
не так сильно напрягаться,
делая вид, что он умнее.
(вторая половина эпиграфа)

Жанна Володина


Комментарии



Нет комментариев






Написать комментарий(∗ - поля обязательные к заполнению)

Введите код:  
Наверх Наверх