Контакты редакции

г.Пермь, ул.Чернышевского, 28
офис 701

Телефон
Видео

Реки Пермского края

Пермский край России обладает богатством водных ресурсов, включающих более 29 тысяч рек общей длиной свыше 90 тысяч километров​​​​.


Эти реки являются частью бассейна реки Камы, крупнейшего левого притока Волги.

Среди всех водных артерий региона выделяются две крупные: Кама с длиной 1805 км и ее приток Чусовая, протянувшийся на 592 км. Эти реки превышают длину в 500 км и считаются большими водными путями региона. Помимо них, в крае протекает 40 рек средних размеров, длиной от 100 до 500 км, включая такие реки как Сылва, Вишера, Колва, Яйва и многие другие.

Большинство рек Пермского края — равнинные, с извилистым руслом и медленным течением. Однако левые притоки Камы, берущие начало в Уральских горах, в верхнем течении представляют собой типичные горные реки с быстрым течением, перекатами, порогами и водопадами. На их берегах можно встретить живописные скалы, например, Ермак-Камень. В среднем и нижнем течении эти реки теряют горный характер​​.

Подпитка водных потоков Пермского края в основном происходит за счет талых вод, составляющих более 60% от их общего объема. Это приводит к особенностям в речном режиме: длительным периодам замерзания водоемов, весенним паводкам, а также низким уровням воды в летние и зимние периоды. В северных частях края эти явления более выражены из-за обширных лесных массивов и обильных снегопадов.

Интересный факт заключается в том, что названия многих рек края имеют финно-угорское (коми-пермяцкое) происхождение, часто встречается корень "ва", означающий "вода", например, в названиях Сылва, Колва, Яйва, Косьва, Иньва, Обва, Чусовая​​.

Кама от Петра Великого до промышленной эпохи

В древности, река Кама была важной водной артерией, соединяющей северные и южные территории современной России. Ее берега служили местом для охоты и рыболовства для местных племен. В 16-17 веках Пермь стала ключевым поселением у реки Кама, благодаря своему стратегическому расположению на перекрестке водных и сухопутных путей.

По реке осуществлялась транспортировка товаров, включая меха, зерно, соль и металлы, вырабатываемые на Урале. Водный путь по Каме был жизненно важен для торговли, так как сухопутные дороги того времени были ненадежны и труднопроходимы.

Во времена Петра Великого река Кама стала одной из главных транспортных артерий для доставки металла из уральских заводов, что способствовало развитию российской военной мощи.

Однако, ландшафт вокруг Перми и Камы претерпевал изменения. С развитием промышленности и строительства инфраструктуры, такой как плотины и гидроэлектростанции, русло реки и прибрежные зоны были трансформированы.

Наверх Наверх