Как олигарх XIX века Иван Любимов завоевал Каму
Если бы Иван Иванович Любимов жил в Перми в наше время, его имя не сходило бы с заголовков медиа: судоходная империя, химические заводы, стратегические ресурсы.
В XIX веке таких людей называли промышленниками. По современным меркам он был самым настоящим олигархом – человеком, который не просто нажил состояние, а изменил экономику целого региона.
Владелец пароходов, фабрик и солеварен вкладывал деньги не только в собственное благосостояние, но и в развитие всего Пермского края.
Пароходное дело: русский американец

Любимов унаследовал судоходный бизнес отца, и не только продолжил его, а вывел на новый уровень. Первым запустил на Каме пассажирские пароходы американского типа, за что получил прозвище «русский американец». В 1877 году основал судостроительный завод, где строились и ремонтировались пароходы, включая инновационные для тех времен двухэтажные модели.
Один из таких, «Березники», был техническим чудом своего времени.
К 1895 году во флотилии Ивана Ивановича было восемь пароходов и 20 барж, стоимостью более миллиона рублей. Для сравнения: в 1903 году пуд ржи стоил 88 копеек, знаменитый «федоровский» калач – 5 копеек, а теленка можно было купить за 9 рублей. Это показывает, насколько масштабным был его бизнес.
Солевой промысел
В 1860 году Любимов приобрел старый солеваренный завод и превратил его в высокотехнологичное предприятие.
К 1873 году модернизировал промысел в районе Березников, внедрив передовые на тот момент технологии – баварский метод выпаривания соли и паровые машины. Это позволило значительно увеличить производство и снизить себестоимость соли.
Содовый завод в Березниках: союз с Европой

Когда бельгийский химик Эрнест Сольвэ придумал аммиачный метод производства соды, Европа уже пользовалась его изобретением. В России такого еще не было. Тогда, в 1881 году, Иван Любимов заключил контракт с бельгийцем и основал компанию «Любимов, Сольвэ и Ко», чтобы построить первый в стране содовый завод.
Любимов не просто вложил деньги — он создал систему. Еще в 1860 году он приобрел заброшенный солеваренный завод Пыскорского монастыря, восстановил его и тем самым обеспечил себя сырьем. Когда началось строительство содового предприятия, у него уже была крепкая база: соль из Северного Прикамья, налаженная логистика и собственное производство.
В июле 1883 года завод выдал первую продукцию. Всего через три года на его содовых и солеваренных предприятиях работали 1 250 человек, производя более миллиона пудов соли. Березниковский содовый завод стал крупнейшим в химической промышленности страны. К 1913 году выпускал 42 тысячи тонн соды в год.
Во время Первой мировой войны завод приобрел статус стратегического объекта — его рабочие получили бронь, а предприятие стало ключевым звеном в оборонной промышленности. Любимов, возможно, и не предполагал, какой масштаб приобретет его дело, но точно было ясно, что он создавал будущее.
Больше интересного в нашем телеграм-канале и группе ВКонтакте
Как Менделеев повлиял на судьбу завода
Услышать от самого Дмитрия Менделеева, что "березниковская сода чрезвычайно чиста и высокого качества", — высшая похвала, о которой мог мечтать любой промышленник. Этот отзыв Березниковский завод получил на заседании химического отделения Русского физико-химического общества и стал подтверждением успеха дела, созданного Любимовым.
Менделеев лично провел анализ образца, изготовленного по аммиачному способу, и подтвердил: российская сода ничем не уступает, а местами даже превосходит зарубежные аналоги.
Эта оценка сыграла свою роль. К тому моменту завод покрывал треть потребностей страны в соде. Россия перестала зависеть от импортных поставок. Березники не просто вошли в историю химической промышленности — они изменили баланс сил на рынке.
Что стало с семейным бизнесом?

Любимов не только сохранил судоходное дело отца, но и превратил его в мощную империю. С 1863 года он запустил регулярное пассажирское сообщение вверх по Каме — маршрут до Нового Усолья (ныне Усолье) обслуживали в основном его суда.
Флот становился все больше, поэтому Любимов основал собственный завод по строительству и ремонту пароходов. Со временем здесь начали строить не только речные суда, но и морские шхуны. Среди них — «Васпуракан» и «Князь Пожарский», специально предназначенные для перевозки нефти по Каспийскому морю.
Среди пассажирских пароходов особенно выделялись двухпалубные «Екатеринбург», «Березники» и теплоход «Урал». Они задавали новые стандарты судостроения.
Любимов пошел дальше. Он развивал инфраструктуру: строил пристани, обеспечивал логистику. Его влияние стало настолько мощным, что старейшие пароходные общества «Самолет» и «Кавказ и Меркурий» не выдержали конкуренции и ушли с Камы.
Когда в 1878 году открылась Уральская железная дорога, многие предполагали, что это ударит по речному судоходству. Но для Любимова это стало новым этапом роста. По его инициативе железнодорожную ветку продлили до Верхней Камы, с конечной станцией «Солеварни» (сейчас ж/д станция «Березники»). Теперь уголь из Кизела быстро доставлялся по воде, открывая новые маршруты и ускоряя развитие региона.
Какой вклад внес предприниматель в развитие региона?
Любимов не ограничивал себя исключительно промышленной деятельностью, он был человеком, который образовывал целый регион. Под его началом строились заводы и пароходы, а он сам заботился о том, чтобы вокруг росли не только стены, но и люди.
Будучи городским головой Перми, Иван Иванович финансировал школы, училища, поддерживал медицину и культуру. При его Содовом заводе в Березниках работали театр, симфонический и духовой оркестры, больница. Строилось жилье для рабочих и специалистов. В 1880-х годах техническая интеллигенция организовала в заводском поселке театральный кружок, где ставили спектакли для 300 зрителей.
Сегодня таких людей называют "магнатами" или "промышленными гигантами", но Любимов был больше, чем просто богатый человек. Он не скупал активы, а создавал их с нуля, превращая глухие уголки Прикамья в точки роста.
Его влияние ощущается до сих пор – не по громким заголовкам, а по реальным следам в истории.

Достопримечательностью Перми является одно из самых красивых зданий – Дом Любимова. Построенный в конце XIX века, он отличается своей роскошью и красотой. Дом в стиле модерн с элементами эклектики возвели по проекту известного архитектора Александра Турчевича.
фото: Пермский краеведческий музей, Государственный архив Пермского края
Больше интересного в нашем телеграм-канале и группе ВКонтакте