Контакты редакции

г.Пермь, ул.Чернышевского, 28
офис 701

Телефон
ИсторияВидео

Как доставляли царские грамоты в Пермь Великую, столицу соли Чердынь

Царская грамота являлась одним из важных документов, который должен был прийти в пункт назначения вовремя и без замешательств. Вся тяжелая работа в то время легла на плечи крестьян.


Почта на Руси. Как отправляли письма в царские времена

Начиналось все с обязательной дачи коня и корма гонцу, который доставлял письма по назначению. Затем появились почтовые станции, и почтовая связь установилась по всей стране. При этом местное население обязано было доставлять лошадей с проводниками в определенные пункты.

В XV-XVI веках при перевозке казенной корреспонденции дорожные грамоты подписывал сам московский князь. В подорожных обязательно указывали количество подвод, направление, прокорм. Каждый ямской двор должен был предоставить боярину, двигающемуся по казенной надобности, например, 13 подвод, «баранью тушу, а шкуру обратно, трое куров да хлебы». Но гонцов и ямщиков это не касалось, такая привилегия была только для высокопоставленных лиц.

Иногда царские грамоты развозили так называемые «нарочные» – гонцы. Может быть так случилось и с нашей царской грамотой о проведении переписи среди коми-пермяков, доставленной в Пермь Великую, столицу Соли Камской – Чердынь. Письмо датируется 1686 годом. Гонцы доставляли грамоты, иногда и частные письма с одного пункта в другой. А ямщики развозили потом грамоты и кладь людей. Тяжелая работа была у ямщиков. Работали они днем и ночью, за оплошности били нещадно, останавливаться и мешкать было запрещено.

На чем писали грамоты и письма

Древнейшим материалом был пергамент, затем появилась бумага, которая изготавливалась из льняных тряпок, из-за чего поверхность была неровной и с желтоватым оттенком. Листы были небольшие. Чтобы написать грамоту, приходилось их склеивать, в итоге получалась длинная узкая полоса. Сворачивали их в катушки и отправляли по назначению.

Интересно и место склейки бумаги, которое называлось «скрепкой», конечно, не металлической, как сейчас. Но меры безопасности были и тогда изобретены. На месте склейки дьяк писал свое имя, это означало, что склейка была сделана «законно», чтобы часть письма не вырвали.


Наверх Наверх