Чердынь. Главные торговые пути и трудная дорога
Чердынь – один из самых маленьких и древнейших городов Верхнего Прикамья.
Первое письменное упоминание о Чердыни появилось в 1451 году, поэтому именно эту дату и считают годом ее основания.

Но в летописях есть записи, где в X-XII веках она вела торговлю с волжскими булгарами, Ираном, Великим Новгородом и северными народами (Югрой). Так как город располагался на перекрестке водно-волоковых торговых путей – это привело к его развитию.
Существует мнение, что ранее Чердынь находилась в районе села Пянтег на Каме, потом переместилась в район села Покчи на Колве. После сожжения сибирскими татарами Покчи, Чердынь переместилась ниже по течению Колвы, где сейчас и находится.

Здесь была возведена деревянная кремль-крепость с шестью башнями и глубоким рвом. Охранял ее гарнизон из 20 стрельцов, который хоть и был небольшим, но выдержал 11 осад со стороны татар и вогул.
Древняя дорога
Географическое расположение города определило главную судьбу Чердыни. На юг дорога шла через Каму и Волгу. На север вела пушная дорога к Печоре и затем к Ледовитому океану. Основные торговые пути, которые шли через Чердынь:
- В Вычегду по Колве и через Немский волок
- К Печоре с выходом в Ледовитый океан
- В Западную Сибирь по Вишере и Чусовой через Каму
- В Вятку через Волосницкий поток
- И, конечно, в сторону юга на Каму и далее на Волгу

Чердынь-Печора
Самой крупной торговой сделкой была торговля с северянами, где дорога шла на Печору. Путь был долгий и трудный, перевозка груза происходила поэтапно.
Вверх по Колве через Чусовские озера, реку Березовка товар доставляли в купеческие амбары, где хранился весь товар, который потом отправляли до Печоры.
С больших барж товар перекладывали на мелкие судна, чтобы сплавить до Печоры. Болота, мелководные реки затрудняли движение и требовали больших человеческих ресурсов.

Доставка шла и в зимнее время, с помощью конной тяги, когда необходимо было доставить хлеб. Весь путь от Чердыни до Печоры составлял примерно 300 км.
Отправляя в Печору муку, чай, сахар, пряники, орехи, ткань, кожу, посуду и другие товары, чердынские купцы везли обратно дичь, пушнину, сало, продукты оленеводства и животноводства.
Товар развозился во все крупные селения, где его с нетерпением ждали жители из ближайших деревень, которые приплывали на лодках. Это был хорошо организованный торговый путь.
О прибытии торгового каравана оповещала пушка маленьким выстрелом, а жители села в ответ начинали палить из ружей-кремневок. Все село встречало караван, этот день был настоящим праздником с хороводами и буйной торговлей.
Основными работниками были чердынские крестьяне, которые работали грузчиками, бурлаками, обслуживали речные суда и охраняли склады на пристанях.
Фактически купцы из Чердыни обеспечивали проживание печорцев-северян. В то время не было связи, механических средств передвижения, все делалось вручную. Чтобы организовать торговые пути необходимо было иметь хорошие организаторские способности и знания в перевозке и хранении товаров.
Больше интересного в нашем телеграм-канале и группе ВКонтакте